Привычку называют "заменой счастью". Если она, конечно, полезная...
Не тыкай пальчиком! Не ковыряйся в носу! И прочее, и прочее... Вредных привычек, которые сами по себе заводятся у наших детишек, уйма. Но речь пойдет не о них. Хочется замолвить словечко о полезных. Да, бывают и такие. Правда, они больше похожи на воспитательные "прививки". Иными словами, полезные привычки не появляются спонтанно, из воздуха - они вырастают на почве маминого-папиного примера и доходчивых, но не занудных пояснений...
Самое любопытное, что и вы сами понемногу начнете меняться, ведь наши детские "клише" порой так мешают, что называется, дышать полной грудью. Вспомните, как многих из нас инструктировали в детстве: не высовывайся со своими умностями, мама всегда права, терпи, не реви и т. п. Пригодились ли нам эти "шпаргалки" во времена нашего детства, трудно сказать. Но теперь мы сами себе удивляемся, когда на работе не решаемся потребовать положенное, боимся кому-то отказать, не спешим отреагировать на явное хамство... Самое смешное, что порой, не замечая того, мы, словно по инерции, даем вредные "ретро"-уроки и своим чадам. Поэтому предлагаем сменить "учебный план" в направлении счастья! А помогут в этом 7 полезных привычек...
Не тыкай пальчиком! Не ковыряйся в носу! И прочее, и прочее... Вредных привычек, которые сами по себе заводятся у наших детишек, уйма. Но речь пойдет не о них. Хочется замолвить словечко о полезных. Да, бывают и такие. Правда, они больше похожи на воспитательные "прививки". Иными словами, полезные привычки не появляются спонтанно, из воздуха - они вырастают на почве маминого-папиного примера и доходчивых, но не занудных пояснений...
Место пролога
Восточные мудрецы считали, что дети приходят в этот мир, уже обладая определенным опытом жизни, который после появления на свет только обогащается. А Масару Ибука (всемирно известный специалист в области раннего развития из страны Восходящего Солнца) считал, что самые главные знания о жизни ребенку важно получить в первое трехлетие жизни, иначе будет уже поздно. Зачем же нам оспаривать истину, которая подтверждается многолетней практикой? Поэтому зачатки полезных привычек желательно заложить крохе как можно раньше, а по ходу дела закреплять эффект. Как говорили те же мудрые: посеешь привычку - пожнешь судьбу...Самое любопытное, что и вы сами понемногу начнете меняться, ведь наши детские "клише" порой так мешают, что называется, дышать полной грудью. Вспомните, как многих из нас инструктировали в детстве: не высовывайся со своими умностями, мама всегда права, терпи, не реви и т. п. Пригодились ли нам эти "шпаргалки" во времена нашего детства, трудно сказать. Но теперь мы сами себе удивляемся, когда на работе не решаемся потребовать положенное, боимся кому-то отказать, не спешим отреагировать на явное хамство... Самое смешное, что порой, не замечая того, мы, словно по инерции, даем вредные "ретро"-уроки и своим чадам. Поэтому предлагаем сменить "учебный план" в направлении счастья! А помогут в этом 7 полезных привычек...
- Не бояться задавать вопросы. Малыш тычет пальчиком во все кругом или ежесекундно вопрошает: "А что это?", "А как?", "А почему?", у нас же хронически не хватает времени на ответы. Нам бы супчик успеть сварить и события в сериале отследить... А еще мы боимся, что наш любопытный непоседа, не дай Бог, разозлит своими "что-где-когда" няню, учительницу в развивающем центре или воспитательницу в садике. В результате кроха усваивает: спрашивать - значит, раздражать. Но как иначе, чем через призму маминых-папиных комментариев, малышу познать мир? Ну никак! А вы же хотите, чтобы ваш ребенок вырос активным и успешным умничкой? Тогда будьте готовы к шквалу вопросов и готовьте ответы, в конце концов - вместе с крохой ищите разгадки повсюду: разглядывая "наглядные пособия" природы во время прогулок, рассматривая книжки со сказками... Подобные путешествия в мир открытий, кроме интеллектуального, дают крохе важные бонусы - повышается его самооценка и растет доверие к родителям, а происходит это по цепочке: меня слушают - мои интересы принимают - мне уделяют внимание - меня любят - у меня есть смысл жизни! Согласитесь, это не такие уж мелочи...
- Не пасовать перед взрослыми. Наверняка даже для маленького ребенка может показаться парадоксом: если детки в песочнице бывают разными - жадными и щедрыми, спокойными и "с шилом в попе" - то почему все взрослые с подачи мамы и папы оказываются только хорошими? Почему малознакомой тетеньке, с которой мама случайно встретилась на улице, нужно улыбаться, в детском саду беспрекословно выполнять команды не всегда вежливой и благожелательно настроенной воспитательницы, даже если что-то делать не хочется или не получается? Вы скажете, реальность такова - все подчинено порядку. Но эту реальность для наших деток мы строим сами. Мы же сами порой зашориваем ребенка "культом старшего", не давая малышу права судить о взрослой тете или дяде, а значит, лишая права подумать, что старшие не всегда правы и порой, к сожалению, могут действовать не из хороших намерений... Как же быть? Впадать в крайность и пугать кроху "страшилками", превращая его в сверхподозрительного "человечка в футляре", - тоже не вариант. Разрешите малышу с пеленок естественно реагировать на проявления взрослых и с вашей помощью приветствовать их или осуждать - так у крохи появится бесценное доверие к самому себе, своим ощущениям. А вы в свою очередь будете уверены, что ваш сынок или доченька, к примеру, не побоятся поделиться своим, если их вдруг обидят в детском саду, и не согласятся без родительского разрешения пойти с чужим человеком в неизвестном направлении только потому, что он взрослый. К слову, маленькие дети - отличные интуиты, поэтому они своим поведением (плачем или спокойствием) зачастую могут подсказать, какой человек перед вами...
- Не бояться общаться. Даже пока малыши только лишь терпят друг друга на территории одной песочницы или детской площадки, они непроизвольно учатся соседствовать и сотрудничать. Да, вот в этой возне с куличиками, в иногда возникающих "войнах" за лопатку или ведерко детки познают первые аксиомы дружбы и... наматывают на ус теорию о человеческих качествах. Помогайте ребенку знакомиться - подойдите с ним вместе к другому карапузу, спросите, как его зовут, назовите свое имя, предложите поиграть вашей игрушкой и т. д. Даже самые крошечные ползунки и пешеходики с большим интересом знакомятся с ровесниками - а как же, это же словно в зеркале свое отражение увидеть, а потом убедиться, что оно другое! И учиться рядом с ним сосуществовать. Это титаническая работа для ума палаты и эмоционального резервуара малыша, которая в будущем даст роскошные плоды - умение сочувствовать и радоваться, помогать и принимать помощь, и в целом - дружить, принимать и дарить любовь...
- Не рисковать без надобности. Малыш долго топчется возле качельки и не решается на нее взобраться... А мы раздражаемся и подталкиваем, дескать, нечего быть размазней, вон соседский ребенок круги нарезает от горки к качелям. А смысл? По сути никакого. Вы только напугаете кроху и отобьете у него желание покорять новые горизонты. Это сродни тому, что нас без нашего желания спустят из самолета с парашютом, не обращая внимание на сопротивление... У маленьких шустриков, как ни странно, очень развит инстинкт самосохранения, отчасти еще и потому, что у них еще не все в порядке с силой мышц и координацией движений. Поощряйте это качество, помогая крохе продвигаться в своих "телесных" познаниях. Поддержите малыша за ручку, подхватите его в свои объятия, прокатитесь с горки или на качели вместе - так получаем сразу двух зайцев: кроха не рискует вырасти тотальным "боягузом" и в то же время не станет сломя голову лететь навстречу опасностям, чтобы доказать окружающим, что он чего-то стоит.
- Ориентироваться в необычной ситуации. Конечно, мы не станем вам предлагать отправлять малыша на кастинг передачи "Последний герой". Понятное дело, пока кроха маленький, все патовые ситуации - прерогатива мамы с папой. Но кроха растет, родители дают крохе все больше самостоятельности, и все случается... Бывает, что маленькие пешеходики и начинающие говоруны теряются в толчее людного парка или супермаркета. Паника, когда и кроха, и его мама бегают друг за другом в приступе истерики, - вариант не из лучших. Давайте идти другим путем. Точнее, научите малыша произносить свои имя, фамилию, имена мамы с папой, название родного города, улицу, на которой он живет. Если кроха расплачется, то с привычным набором вопросов от окружающих он быстро справится, и найти его маму будет куда легче. Кроме того, договоритесь с малышом, что если он вдруг потеряется, пусть стоит на том самом месте, где оказался один. Тогда вы без особого труда найдете его там, возвращаясь по обратному пути.
- Проявлять заботу и нежность. Порой нам так хочется ублажить свое чадо, что мы не замечаем, как превращаем его в неисправимого эгоиста. Лучший кусочек - только масику, стукнул бабушку - ничего страшного, он же маленький, убежал от мамы на прогулке - какие пустяки... Таких файликов у подобного "пупика семьи" может набраться видимо-невидимо. Вам кажется, что все еще можно будет исправить когда-нибудь, потом. Помните, после трех уже может поздновато?.. Как быть? Нет, третировать кроху по любому поводу "неудовлетворительного" поведения нет смысла, а вот показывать крохе миниспектакли о нежности и заботе - оптимально. Малыш вас расстроил - не делайте вид, что вам все равно - скажите ему о своих чувствах, закройте лицо руками, словно вы плачете, - кроха наверняка потянется вас пожалеть. И не забывайте об очень важном свойстве детской психики: пока детки маленькие, им нужно каждый день пополнять свой эмоциональный резервуар. Если вы хотите сказать, как вы любите своего крошку, лучше всего это делать, глядя малышу в глазки. Возьмите его на ручки или опуститесь на уровень его глазок, обнимите - посмотрите в лучистые "зеркала души" своего непоседы. Поверьте, такие короткие сеансы любви, когда вы обмениваетесь целебной энергией любви, творят чудеса. И не бойтесь отдавать малышу больше ласки - не переживайте, настоящей любовью еще ни один ребенок не был избалован.
- Не стыдиться своих слез или радости. Времена стоиков и пионеров-героев давно миновали, а мы все еще пытаемся убедить своих деток, что плакать - стыдно, а громко радоваться-смеяться - тоже не гоже. А почему? Ведь смех и плач - это самые древние и самые естественные признаки человеческого. Смеяться и плакать на этой Земле никто, кроме нас - больших и маленьких людей - не умеет. Вывод: не стыдите малыша за слезы (тем более, что его нервная система пока еще не умеет быстро гасить внутреннее беспокойство), дайте выйти его негативу и помогите успокоиться (обнимите, пожалейте). Принимая внимание к своим слезам, кроха подсознательно учится рефлексировать (ставить себя на место другого человека) - а значит, в его душе пускает корни умение искренне сочувствовать. А уж пока дети смеются - наша жизнь имеет смысл. К тому же уже к трехлетию чувство юмора у малыша начинает проявляться вовсю. И если идет выяснение, кто написал на ковер, малыш может показать на собаку или на хомячка и не потому, что рассчитывает свалить на них вину, а в надежде внести немного веселья в неприятную для него разборку. Другое дело, если кроха смеется над мультяшным персонажем, который упал и больно ударился... Взрослые порой досадливо морщатся, слыша детский смех в этих, по сути садистских моментах. Но в действительности подобные "хи-хи" - не проявление жестокости, а недоразвитие чувства юмора. Деток смешит неожиданность ситуации, при этом они пока неспособны на быстрое и правильное переживание ситуации. И ваша задача - учить кроху отличать смешное от юмора с привкусом садизма. Развивать чувство юмора нужно, при этом не задавливая детскую природную жизнерадостность, присущую каждому малышу. Для этого придется следить за тоном и даже выражением своего лица. А если кроха загрустит, помогите ему шуткой: "Если жизнь стала похожей на лимон, давайте сделаем из него лимонад"...
Комментариев нет:
Отправить комментарий