27 июня 2012 г.

Пусть меня научат!

Привычку называют "заменой счастью". Если она, конечно, полезная...
Не тыкай пальчиком! Не ковыряйся в носу! И прочее, и прочее... Вредных привычек, которые сами по себе заводятся у наших детишек, уйма. Но речь пойдет не о них. Хочется замолвить словечко о полезных. Да, бывают и такие. Правда, они больше похожи на воспитательные "прививки". Иными словами, полезные привычки не появляются спонтанно, из воздуха - они вырастают на почве маминого-папиного примера и доходчивых, но не занудных пояснений...

Место пролога

Восточные мудрецы считали, что дети приходят в этот мир, уже обладая определенным опытом жизни, который после появления на свет только обогащается. А Масару Ибука (всемирно известный специалист в области раннего развития из страны Восходящего Солнца) считал, что самые главные знания о жизни ребенку важно получить в первое трехлетие жизни, иначе будет уже поздно. Зачем же нам оспаривать истину, которая подтверждается многолетней практикой? Поэтому зачатки полезных привычек желательно заложить крохе как можно раньше, а по ходу дела закреплять эффект. Как говорили те же мудрые: посеешь привычку - пожнешь судьбу...
Самое любопытное, что и вы сами понемногу начнете меняться, ведь наши детские "клише" порой так мешают, что называется, дышать полной грудью. Вспомните, как многих из нас инструктировали в детстве: не высовывайся со своими умностями, мама всегда права, терпи, не реви и т. п. Пригодились ли нам эти "шпаргалки" во времена нашего детства, трудно сказать. Но теперь мы сами себе удивляемся, когда на работе не решаемся потребовать положенное, боимся кому-то отказать, не спешим отреагировать на явное хамство... Самое смешное, что порой, не замечая того, мы, словно по инерции, даем вредные "ретро"-уроки и своим чадам. Поэтому предлагаем сменить "учебный план" в направлении счастья! А помогут в этом 7 полезных привычек...
  1. Не бояться задавать вопросы. Малыш тычет пальчиком во все кругом или ежесекундно вопрошает: "А что это?", "А как?", "А почему?", у нас же хронически не хватает времени на ответы. Нам бы супчик успеть сварить и события в сериале отследить... А еще мы боимся, что наш любопытный непоседа, не дай Бог, разозлит своими "что-где-когда" няню, учительницу в развивающем центре или воспитательницу в садике. В результате кроха усваивает: спрашивать - значит, раздражать. Но как иначе, чем через призму маминых-папиных комментариев, малышу познать мир? Ну никак! А вы же хотите, чтобы ваш ребенок вырос активным и успешным умничкой? Тогда будьте готовы к шквалу вопросов и готовьте ответы, в конце концов - вместе с крохой ищите разгадки повсюду: разглядывая "наглядные пособия" природы во время прогулок, рассматривая книжки со сказками... Подобные путешествия в мир открытий, кроме интеллектуального, дают крохе важные бонусы - повышается его самооценка и растет доверие к родителям, а происходит это по цепочке: меня слушают - мои интересы принимают - мне уделяют внимание - меня любят - у меня есть смысл жизни! Согласитесь, это не такие уж мелочи...
  2. Не пасовать перед взрослыми. Наверняка даже для маленького ребенка может показаться парадоксом: если детки в песочнице бывают разными - жадными и щедрыми, спокойными и "с шилом в попе" - то почему все взрослые с подачи мамы и папы оказываются только хорошими? Почему малознакомой тетеньке, с которой мама случайно встретилась на улице, нужно улыбаться, в детском саду беспрекословно выполнять команды не всегда вежливой и благожелательно настроенной воспитательницы, даже если что-то делать не хочется или не получается? Вы скажете, реальность такова - все подчинено порядку. Но эту реальность для наших деток мы строим сами. Мы же сами порой зашориваем ребенка "культом старшего", не давая малышу права судить о взрослой тете или дяде, а значит, лишая права подумать, что старшие не всегда правы и порой, к сожалению, могут действовать не из хороших намерений... Как же быть? Впадать в крайность и пугать кроху "страшилками", превращая его в сверхподозрительного "человечка в футляре", - тоже не вариант. Разрешите малышу с пеленок естественно реагировать на проявления взрослых и с вашей помощью приветствовать их или осуждать - так у крохи появится бесценное доверие к самому себе, своим ощущениям. А вы в свою очередь будете уверены, что ваш сынок или доченька, к примеру, не побоятся поделиться своим, если их вдруг обидят в детском саду, и не согласятся без родительского разрешения пойти с чужим человеком в неизвестном направлении только потому, что он взрослый. К слову, маленькие дети - отличные интуиты, поэтому они своим поведением (плачем или спокойствием) зачастую могут подсказать, какой человек перед вами...
  3. Не бояться общаться. Даже пока малыши только лишь терпят друг друга на территории одной песочницы или детской площадки, они непроизвольно учатся соседствовать и сотрудничать. Да, вот в этой возне с куличиками, в иногда возникающих "войнах" за лопатку или ведерко детки познают первые аксиомы дружбы и... наматывают на ус теорию о человеческих качествах. Помогайте ребенку знакомиться - подойдите с ним вместе к другому карапузу, спросите, как его зовут, назовите свое имя, предложите поиграть вашей игрушкой и т. д. Даже самые крошечные ползунки и пешеходики с большим интересом знакомятся с ровесниками - а как же, это же словно в зеркале свое отражение увидеть, а потом убедиться, что оно другое! И учиться рядом с ним сосуществовать. Это титаническая работа для ума палаты и эмоционального резервуара малыша, которая в будущем даст роскошные плоды - умение сочувствовать и радоваться, помогать и принимать помощь, и в целом - дружить, принимать и дарить любовь...
  4. Не рисковать без надобности. Малыш долго топчется возле качельки и не решается на нее взобраться... А мы раздражаемся и подталкиваем, дескать, нечего быть размазней, вон соседский ребенок круги нарезает от горки к качелям. А смысл? По сути никакого. Вы только напугаете кроху и отобьете у него желание покорять новые горизонты. Это сродни тому, что нас без нашего желания спустят из самолета с парашютом, не обращая внимание на сопротивление... У маленьких шустриков, как ни странно, очень развит инстинкт самосохранения, отчасти еще и потому, что у них еще не все в порядке с силой мышц и координацией движений. Поощряйте это качество, помогая крохе продвигаться в своих "телесных" познаниях. Поддержите малыша за ручку, подхватите его в свои объятия, прокатитесь с горки или на качели вместе - так получаем сразу двух зайцев: кроха не рискует вырасти тотальным "боягузом" и в то же время не станет сломя голову лететь навстречу опасностям, чтобы доказать окружающим, что он чего-то стоит.
  5. Ориентироваться в необычной ситуации. Конечно, мы не станем вам предлагать отправлять малыша на кастинг передачи "Последний герой". Понятное дело, пока кроха маленький, все патовые ситуации - прерогатива мамы с папой. Но кроха растет, родители дают крохе все больше самостоятельности, и все случается... Бывает, что маленькие пешеходики и начинающие говоруны теряются в толчее людного парка или супермаркета. Паника, когда и кроха, и его мама бегают друг за другом в приступе истерики, - вариант не из лучших. Давайте идти другим путем. Точнее, научите малыша произносить свои имя, фамилию, имена мамы с папой, название родного города, улицу, на которой он живет. Если кроха расплачется, то с привычным набором вопросов от окружающих он быстро справится, и найти его маму будет куда легче. Кроме того, договоритесь с малышом, что если он вдруг потеряется, пусть стоит на том самом месте, где оказался один. Тогда вы без особого труда найдете его там, возвращаясь по обратному пути.
  6. Проявлять заботу и нежность. Порой нам так хочется ублажить свое чадо, что мы не замечаем, как превращаем его в неисправимого эгоиста. Лучший кусочек - только масику, стукнул бабушку - ничего страшного, он же маленький, убежал от мамы на прогулке - какие пустяки... Таких файликов у подобного "пупика семьи" может набраться видимо-невидимо. Вам кажется, что все еще можно будет исправить когда-нибудь, потом. Помните, после трех уже может поздновато?.. Как быть? Нет, третировать кроху по любому поводу "неудовлетворительного" поведения нет смысла, а вот показывать крохе миниспектакли о нежности и заботе - оптимально. Малыш вас расстроил - не делайте вид, что вам все равно - скажите ему о своих чувствах, закройте лицо руками, словно вы плачете, - кроха наверняка потянется вас пожалеть. И не забывайте об очень важном свойстве детской психики: пока детки маленькие, им нужно каждый день пополнять свой эмоциональный резервуар. Если вы хотите сказать, как вы любите своего крошку, лучше всего это делать, глядя малышу в глазки. Возьмите его на ручки или опуститесь на уровень его глазок, обнимите - посмотрите в лучистые "зеркала души" своего непоседы. Поверьте, такие короткие сеансы любви, когда вы обмениваетесь целебной энергией любви, творят чудеса. И не бойтесь отдавать малышу больше ласки - не переживайте, настоящей любовью еще ни один ребенок не был избалован.
  7. Не стыдиться своих слез или радости. Времена стоиков и пионеров-героев давно миновали, а мы все еще пытаемся убедить своих деток, что плакать - стыдно, а громко радоваться-смеяться - тоже не гоже. А почему? Ведь смех и плач - это самые древние и самые естественные признаки человеческого. Смеяться и плакать на этой Земле никто, кроме нас - больших и маленьких людей - не умеет. Вывод: не стыдите малыша за слезы (тем более, что его нервная система пока еще не умеет быстро гасить внутреннее беспокойство), дайте выйти его негативу и помогите успокоиться (обнимите, пожалейте). Принимая внимание к своим слезам, кроха подсознательно учится рефлексировать (ставить себя на место другого человека) - а значит, в его душе пускает корни умение искренне сочувствовать. А уж пока дети смеются - наша жизнь имеет смысл. К тому же уже к трехлетию чувство юмора у малыша начинает проявляться вовсю. И если идет выяснение, кто написал на ковер, малыш может показать на собаку или на хомячка и не потому, что рассчитывает свалить на них вину, а в надежде внести немного веселья в неприятную для него разборку. Другое дело, если кроха смеется над мультяшным персонажем, который упал и больно ударился... Взрослые порой досадливо морщатся, слыша детский смех в этих, по сути садистских моментах. Но в действительности подобные "хи-хи" - не проявление жестокости, а недоразвитие чувства юмора. Деток смешит неожиданность ситуации, при этом они пока неспособны на быстрое и правильное переживание ситуации. И ваша задача - учить кроху отличать смешное от юмора с привкусом садизма. Развивать чувство юмора нужно, при этом не задавливая детскую природную жизнерадостность, присущую каждому малышу. Для этого придется следить за тоном и даже выражением своего лица. А если кроха загрустит, помогите ему шуткой: "Если жизнь стала похожей на лимон, давайте сделаем из него лимонад"...

Комментариев нет:

Отправить комментарий