10 июня 2012 г.

Мое или наше?

Чтобы разобраться в этих тонкостях, малышу необходимы время и понимание окружающих...
Потешная детская угроза "не играй в мои игрушки и не писай в мой горшок" говорит, как ни странно, о достаточной зрелости автора такого ультиматума. А в каком возрасте у ребенка появляется осознание того, что у каждой вещи есть свой хозяин?

От 1,5 до 3 лет

Все вокруг колхозное, все вокруг мое...
В 1,5-2,5 года дети совершенно не в состоянии разграничить понятия "свое" и "чужое". Поэтому они бесцеремонно хватают чужие игрушки, а свои могут оставить без внимания.

Как же следует себя вести в такой затруднительной и деликатной ситуации?
Особенности детской психологии и элементарный здравый смысл требуют соблюдения в песочнице примерно такого этикета. На время игры все, что принесено туда детьми, - общая собственность, и только когда маленький владелец и его мама собрались уходить, они собирают и уносят свои формочки-совочки домой. Поэтому лучше никогда не выносите на улицу те вещи, которыми вы и ваш малыш не готовы поделиться с другими крохами.
Но что делать, если малыш отбирает игрушки у других детей или если отбирают у него. И тот, и другой опыт необходимо пройти. Не волнуйтесь - это не значит, что ваш кроха на всю жизнь останется задирой либо, наоборот, безответной жертвой. Рано или поздно "агрессор" встретит достойный отпор. Например, общаясь с детьми постарше и побойчее, которые собьют с него спесь и лишние амбиции по поводу его настойчивости. А "тихоня", наоборот, предпримет успешную попытку отстоять свои интересы. В результате нескольких таких эпизодов у обоих выработается более адекватное поведение. Конечно, в экстренных ситуациях взрослые могут и обязаны вмешаться в происходящее. Но все же не забывайте о том, что дети должны научиться договариваться сами.
Если же ребенок категорически не хочет делиться своим "богатством", это тоже вполне допустимое поведение в возрасте 1,5-3 лет. Не надо его стыдить и ругать, призывать быть добрым и тем более насильно отбирать игрушку и давать ее другому ребенку. В конце концов это его право: вы ведь тоже не готовы отдать любую свою вещь друзьям!

От 3 до 5 лет

Правила общежития
Ближе к 3 годам многие проблемы, волновавшие мам в отношении дележа игрушек, отпадут сами собой. А все потому, что малыши начинают играть не просто "рядом" с друг другом, а уже "вместе". Сверстники становятся интересны им как партнеры по общению, а любимые игрушки превращаются в средство совместной деятельности. А значит, волей-неволей приходится договариваться с соседом по шкафчику в садике или с партнером по играм на детской площадке.

Если крохе пока с трудом удается кооперироваться с другими детьми и споры из-за игрушек продолжаются, взрослым следует помочь ребятам договориться. Предложите им такую очередность: "Давай ты покатаешь зеленую машинку, а Петя - голубую, а потом вы поменяетесь." Или оговорите с малышами такой способ игры, при котором игрушка будет в общем распоряжении. Например: "Ляля хочет кушать, давай ты сваришь ей суп, а Таня сделает пирожки, и вы обе покормите ее". В то же время пора начинать знакомить кроху с понятиями "свое" и "чужое". И объяснять ему, что если хозяин ни в какую не хочет делиться с ним своими игрушками - это его право. Объясните, что ваш малыш может только попросить игрушку, но отбирать нельзя ни в коем случае. Точно так же надо с уважением относиться к собственности вашего ребенка и твердо решить для себя, что если он дает кому-то свою вещь, то исключительно по доброй воле.
Одни дети более щедры, другие прижимисты, но и то, и другое имеет право на существование.
Вместе с тем даже жадноватый малыш может вдруг проявить неожиданную доброту в отношении того ребенка, который ему особенно понравится.
Важно также учесть, что нельзя требовать от малыша слишком больших жертв. Если ему особенно дорога какая-то игрушка или если крохе в кои-то веки перепала конфета, которую не каждую минуту дают, не надо настаивать, чтобы он поделился с другом.
Впрочем, не думайте, что малыш моментально научится разграничивать "свое" и "чужое". Это дело нескольких лет. В 4 и даже в 5 лет ребенок может запросто прихватить из садика понравившуюся куколку или пистолет. Не надо стыдить малыша - он еще не понимает до конца, что принадлежит ему, а что нет. Просто скажите, что эта игрушка - общая и наверняка завтра дети захотят поиграть с ней, поэтому ее надо вернуть в детский сад.

От 5 и старше

Границы собственности
Ближе к школе у малыша окончательно складываются представления о том, что у каждого предмета имеется свой владелец и брать без спросу ничего нельзя.

Если у 5-летнего крохи еще случаются осечки и он может прихватить понравившуюся ему вещь "не подумавши", то в 6-7 лет, посягнув на чужое, он уже точно знает, что поступил нехорошо. Как реагировать в таких случаях?
Надо выяснить, где ребенок это взял, и потребовать, чтобы предмет был возвращен хозяину или положен на то место, откуда его прихватил "рачительный хозяин". Ведь часто дети из лучших побуждений тащат в дом все, что плохо лежит. Можно пойти с сыном или дочкой и объяснить хозяину вещи, что ваш ребенок унес ее без спроса и теперь хочет вернуть. Только не перегните палку!
Необязательно заставлять малыша, чтобы он сам все это произнес. Главное - чтобы он извлек урок: так поступать родители ему не позволят.
Если же такие эпизоды время от времени повторяются, то это почти стопроцентный знак того, что ребенку не хватает внимания и ласки. Пересмотрите свои отношения в семье, чаще говорите со своим чадом по душам, ласкайте его, хвалите за различные успехи.
В таком возрасте ребенку уже самому хочется делиться чем-то с друзьями. Помогите ему в этом стремлении. Время от времени давайте ему какую-нибудь мелочь, которую он мог бы раздать своим приятелям в саду или школе, - наклейки, угощение, маленькие игрушки. Что делать, если вы услышали, как ваш ребенок клянчит вещи у других детей? Объясните ему наедине, что со стороны это выглядит некрасиво. Скажите, что вы хорошо понимаете, как иногда хочется иметь то, что увидел у другого, но попрошайничать ни в коем случае нельзя.
В 6 лет детям уже будут понятны разговоры о чувстве собственного достоинства, о том, что другие ребята не уважают тех, кто выпрашивает у них вещи.
Кроме того, не забывайте, что в этом возрасте у крохи уже должны быть небольшие карманные деньги, которые он вправе тратить по своему усмотрению.
А если у малыша есть какая-то заветная мечта, например, ему очень хочется заполучить что-либо, лучше удовлетворить его желание. Например, можно пообещать ему такой подарок на день рождения или даже предложить самому поучаствовать в покупке, откладывая деньги в копилку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий