1 июля 2012 г.

Контроль за осанкой

Подготовиться к школе - значит не только развить интеллект ребенка, но и укрепить его физическое здоровье.
Школа требует, чтобы в первый класс приходили дети, уже умеющие немного читать, писать и считать. Это значит, что домашнего обучения перед поступлением в первый класс дошкольнику не избежать. Все ли правильно делают родители, подготавливая малыша к школе? Как уберечь его организм от чрезмерных нагрузок?

Реальная опасность - сколиоз

Ребенку 5-6 лет очень трудно сосредоточиться на выполнении упражнений по письму, чтению, счету. Потому родители чрезвычайно рады, когда видят своего малыша сидящим за столом и прилежно занимающимся. Но посмотрим внимательнее: редкий ребенок избежит того, чтобы сидеть криво - позвоночник дугой, одно плечо выше другого, лопатки торчат, как крылья, голова набок. Малышу так удобнее - он словно бы всем телом участвует в выполнении трудного задания. Однако стоит посидеть так несколько дней, и поза становится привычной, а через несколько недель возникает стойкое нарушение осанки - сколиоз. Так происходит, потому что кости, связки и мышцы у ребенка еще не закончили свое развитие, и нагрузки, которые испытывает позвоночник, вполне могут привести к деформации позвонков. Исправить это чрезвычайно трудно, а с определенного момента - невозможно. Гораздо лучше предотвратить нарушение осанки. Для этого существует два проверенных способа: во время занятий сохранять правильную осанку, а в перерывах между заданиями или упражнениями выполнять специальную гимнастику.

Берем в компанию кошечку и крокодила

Чтобы ребенок выполнял гимнастику охотно, предложите ему веселую игру. Детям по душе лишь то, что их увлекает, поэтому и гимнастика для сохранения осанки должна быть только такой. Расположитесь напротив малыша, и пусть он просто повторяет за вами движения. Из-за стола ему вставать пока не нужно.
  1. Поднимем руки, потянемся вверх кончиками пальцев, чтобы спина выпрямилась, а позвоночник натянулся струной. Затем покачаемся вправо-влево, плавно поворачивая то одно, то другое плечо вперед.
  2. Согнутую в локте правую руку поднимем над головой. Наклонимся 7-8 раз туловищем влево, затем все повторим в другую сторону.
  3. Теперь пусть чадо выйдет из-за стола. Можно ручаться, что после первых двух упражнений ему и самому этого захочется.
  4. Нужно встать на колени, положить руки и подбородок на край дивана, а затем несколько раз выгнуть и прогнуть поясницу. Полезно прежде понаблюдать, как это делает ваша домашняя кошечка.
  5. Возьмите ребенка за ноги так, чтобы он опирался на пол ладонями. Вы держите малыша, а он "вышагивает на руках", имитируя походку крокодила.
  6. Ребенок встал на ноги? Отлично! Рассыпьте вокруг него карандаши - пусть, не сходя с места, наклоняется и по одному подбирает их все. Условие - не сгибать колени!
  7. Теперь вашему прилежному ученику нужно лечь на живот (подстелите коврик и проверьте, чтобы не было сквозняков), вытянуть руки перед собой, опереться на подбородок, проверить правильность положения тела. Держите ребенка за лодыжки, а он пусть старается "вырасти", двигая вперед то одну, то другую руку. Это прекрасная растяжка для позвоночника.
  8. "На сладкое" - заслуженный отдых: лечь на спину, руки по швам, проверить правильность положения тела, закрыть глаза и расслабиться.

Развлекайтесь на здоровье

Не одно поколение родителей может подтвердить: заставлять ребенка сидеть прямо почти бесполезно. Стоит только ослабить контроль, и самый послушный малыш забывает "держать спину" - его плечи сами собой опускаются, а позвоночник изгибается дугой. Не менее трудно добиться, чтобы ребенок делал специальные упражнения. Их дети воспринимают как дополнительную нагрузку к письму, чтению и счету.

Побережем нервную систему

Правильно держать ручку или карандаш, писать, не налезая на очерченные поля, тщательно вырисовывая малознакомые пока буковки, - все это для дошколенка представляется задачей не из легких. Потому маленькие "писари" очень устают. Это только на первый взгляд кажется, что задания для малышей невелики - написать, как раз плюнуть. Однако нужно помнить, что ручку держать будут не взрослые, а неокрепшие детские пальчики, пока еще недостаточно сильные и ловкие.
Нервные центры в головном мозге, которые отвечают за точные движения пальцев, и нервы, проводящие к ним сигналы от головного мозга, у 5-6-летних детей еще недостаточно зрелые. Письмо - это монотонная нагрузка. Из-за незрелости нервной системы она ложится тяжелым бременем не только на руки, но и на мозг ребенка. Иногда у чересчур усердных учеников (особенно если учителя или родители отличаются излишней требовательностью) может даже возникнуть так называемый писчий спазм, в результате которого перетруженные ручки просто отказываются дальше выполнять возложенную на них работу. В этом случае ребенок не способен написать ни слова, как бы он ни старался. В менее запущенных ситуациях у малыша просто нарушается тонкая координация мышц, участвующих в письме, и почерк становится таким, будто курица царапала лапой. На помощь придет гимнастика!

Наши пальчики устали...

Чтобы избежать при письме переутомления пальцев рук и истощения нервной системы, предложите ребенку каждые 5-10 минут откладывать ручку и выполнять специальную гимнастику для пальцев. И сами используйте ту же методику: расположитесь напротив малыша, и пусть он только повторяет ваши движения.
  1. Начинаем с расслабления: ручка отложена, спина выпрямлена, опирается на спинку стула, плечи расправлены. Руки следует свободно свесить вдоль туловища. Они должны висеть, как плети, и, как плетьми, ими нужно плавно и словно бы нехотя шевелить - будто руки висят сами по себе и их качает ветер.
  2. Медленно и плавно следует поднять руки через стороны вверх над головой и - словно бы обессилеть. При этом руки должны упасть вниз и вновь свободно повиснуть. Такое упражнение, не торопясь и получая от него удовольствие, нужно проделать 5-6 раз.
  3. После этого можно заняться затекшими суставами. Сгибаем обе руки в локтевых и плечевых суставах, пальцы кладем себе на плечи. Теперь с умеренной амплитудой совершаем вращательные движения сразу обеими руками в плечевых суставах - сначала в одну, а потом в другую сторону. Достаточно сделать по 10-12 вращений в каждую сторону.
  4. Следующий этап - сгибание и разгибание рук в локтевых суставах. Для этого нужно спокойно опустить руки и, не торопясь, без резких движений сгибать и разгибать их одновременно в обоих локтевых суставах: 10-12 повторов вполне достаточно.
  5. На очереди - лучезапястные суставы. Они очень подвижны, поэтому пусть ребенок сам решит, в какой последовательности сгибать и разгибать кисти, вращать ими то в одну, то в другую сторону.
  6. Сжимание и разжимание кистей рук. Это нужно делать энергично, с силой. Локти покоятся на столе, предплечья приподняты. Нужно 10-12 раз синхронно сжать кисти в кулаки и тут же разжать их, максимально выпрямляя пальцы.
  7. Теперь пусть пальцы на каждой руке "поздороваются" с большим. Для этого (руки, как в предыдущем упражнении) нужно, чтобы поочередно (но синхронно для правой и левой руки) малыш подушечкой второго, третьего, четвертого и пятого пальцев касался кончика большого пальца.
  8. Закончить эту несложную и неутомительную гимнастику следует, повторив то, с чего ребенок ее начал, - упражнение на расслабление натруженных рук.
Вот теперь, с ровной спиной, отдохнувшими и заряженными бодростью пальцами, можно и продолжить занятия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий