20 июля 2012 г.

Рисуют все!

Яркие пятна, красочные отпечатки пальчиков и ладошек, потешные кляксы и множество обгоняющих одна другую идей - здравствуй, мир, который можно нарисовать!
Один из самых простых и приятных способов развивать таланты и способности маленького ребенка - дать ему творческую свободу и позволить познавать мир... через рисование. На это способны даже несмышленыши-груднички. Конечно, от малютки не требуется создавать академические этюды или портреты какой-нибудь задумчивой гипсовой головы с римским профилем. Но и с минимальным творческим опытом юный художник может порадовать вас в стиле "каляки-маляки". А сколько радости он получит от рисования сам - поверьте, вы будете поражены! Так что, не откладывайте знакомство с палитрой и красками в долгий ящик. Если кроха уже может сидеть, значит, пришло время будить в нем творческую жилку! Вместе с ней малыш получит ценные бонусы - большую осознанность действий и действительности, независимость, зачатки самоуважения, новый способ успокоиться в стрессовой ситуации, а главное - огромную радость! Ведь расширять мир, творя свой собственный, - значит приближаться к Абсолюту!

Что понадобится

Краски и компания. Первое, что вам нужно сделать - приобрести качественные художественные материалы. Чтобы и глаз радовали, и рисовали хорошо, и... пищеварению крохи не навредили, когда решительным движением ручонки будут запущены в рот. Для начала подойдут нетоксичные и хорошо отстирывающиеся пальчиковые краски основных цветов (красный, желтый, синий), толстые восковые карандашики, кисти-валики, большие листы белой бумаги, а к ним - защитный передничек с рукавами или одежда, которую не жалко выпачкать.
Мастерская. Ищем в доме место под студию юного живописца. Особенность поиска в том, что этот уголок должен быть светлым, уютным и как можно дальше от естественных соблазнов - новых обоев, книг, шкафов с одеждой, электроприборов - словом, всего того, что под действием красок может потерять свою былую привлекательность.
Техника безопасности. Далеко не все родители толерантны к бурным проявлениям грудничкового креатива и спокойно относятся к испещренным каракулями стенам. Мысль о ремонте наводит на вас священный ужас? Для профилактики размалевывания мебели и обоев воспользуйтесь маленькой хитростью: заранее оборудуйте малютке большое поле для экспериментов (в деле пригодится кусок рулона обоев, горизонтально прикрепленный к стене, или белый лист формата А3 на спинке детской кроватки, либо обыкновенный мольберт, который продается в магазинах) и всячески поощряйте малыша выражать себя именно в этих пределах. Каждый раз, когда крохотные ручонки вознамерятся добавить красочной экспрессии привычному дизайну вашего дома, аккуратно отведите их в сторону "полигона", скажите ключевую фразу: "Мы не рисуем на стенах, рисуем на листочке" и заинтересуйте кроху тут же приступить к делу, показав какой-нибудь новый живописный "трюк".
Покупайте крохе нетоксичные краски с наименьшим составом ингредиентов. Пальчиковые краски в тюбиках - то, что надо. Они яркие, хорошо ложатся на бумагу, не нуждаются в разведении водой и легко смываются с ручек, кисточек и одежды. А вот более плотную по консистенции медовую акварель в коробочках оставьте на потом. Освоить эти сложные материалы малюткам по зубам только в прямом смысле (что нежелательно). У акварели есть еще один минус - у несмышленышей кисточки часто "гуляют" по всем секциям набора красок, превращая любые цвета в неэстетичное серо-буро-малиновое месиво.
Боитесь, что ваш непоседа обязательно попробует краски "на зубок"? Тогда отдайте предпочтение не магазинной гуаши или акварели, а... домашней - свеколному и морковному сокам.

Начинаем творить

Первый раз взять в руки карандаши и краски и тут же по-шаблонному "правильно" нарисовать солнышко, машинку и тому подобное невозможно (для того чтобы стать хорошим художником, это и не нужно: видение мира, цветов и форм важнее техники). Как и в любом деле, в рисовании нужна база - знакомство со свойствами бумаги, красок, карандашей, воды, кисточек. Вот этим-то экспериментаторством - бумагомаранием - сейчас и нужно заниматься. Определите для себя программу-минимум - до годика "наиграться" с цветами и красками, размазывая их произвольно или в двигательном ритме (кругами, спиралями и т. п.). Через этот этап проходит любой юный художник. Учитывайте, что, хотя творческие способности развиваются в определенной последовательности, совершенство технических навыков проявляется в разное время - в зависимости от того, как много малыш "работает".
Но приступим к делу.
  • Возьмите экипированного для занятий беби-артом карапуза к себе на колени, присядьте на пол или к столу, покрытому листом чистой бумаги, подготовьте тюбики с красками или гуашь (вылейте немного краски из баночки с детской гуашью в пластиковую тарелку и разведите водой), влажные салфетки - а теперь вперед! Первые уроки займут всего несколько минут - это, скорее, будет презентация возможностей.
  • Учите посредством примера. "Посадите" на бумагу цветную каплю и пальцами сделайте несколько мазков, опустите свою ладонь в тарелочку с краской и оставьте на бумаге отпечаток пятерни, назовите использованный цвет, дайте крохе потрогать изображенную "ладошку". Поначалу малыш будет только смотреть, но очень скоро и сам потребует активного участия.
  • Пусть бутуз всласть насладится "творчеством", оставляя красочные следы своей пятерни на бумаге. Позвольте ему самому определять палитру красок для каждой "картины". А что будет, если похлопать ручкой с красками по сухой (мокрой) бумаге, "попилить" ее ребром ладошки, поводить кистью, словно маленькой шваброй, туда-сюда, поковырять в подсыхающем красочном слое ноготком? Вторая ручка пусть тоже участвует в игре (доказано, левшами детки от этого не становятся, а в развитии заметно выигрывают, ведь оба полушария мозга начинают работать и взаимодействовать активнее). Пусть обе ручки "испачкаются", оставят на листе свои следы. Рисуйте, пока у малыша есть к этому интерес, и заканчивайте, если кроха отвлекается или тянется к своим игрушкам.
  • Ну-ка, а это что за чудо-палочка с пушистым хвостиком? Познакомьте кроху с кисточкой. Покажите, как она может приятно гладить ручку или животик, любит хорошенько "потанцевать" в баночке с краской, а потом оставить свой след на бумаге. Малыш не устал? Тогда покажите ему карандаш - палочку-рисовалочку. Она тоже оставляет интересные следы, но требует от пальчиков сноровки, уверенной хватки и совсем по-другому ведет себя на бумаге. Покажите малютке, и как делать линии кривыми (лесенка), изогнутыми (мостик), волнообразными (море), стремительными (ветер), плавными (облачко), прерывистыми (дождик). Освойте пятно (мишка на полянке), точку (цветочек), попробуйте смешивать основные цвета (желтый, красный, синий) и делать их то насыщенными, то почти прозрачными и т. д. Если кроха рисует только в одном уголочке, меняйте положение бумаги так, чтобы композиция покрывала все пространство листа.
  • Самым отъявленным малолетним поклонникам "граффити" должна прийтись по душе идея рисовать на кафельной стене в ванной во время вечерних водных процедур белоснежной, ароматной и пушистой пенкой для купания, зубной пастой или папиной пеной для бритья. А как вам идея порисовать пальчиками на запотевшем зеркале?
  • Постоянно, но ненавязчиво комментируйте словами, что у вас получается. Придумывайте все новые и новые образы, не застревайте на одних и тех же, чтобы, научившись что-то изображать, маленький творец не стал заложником клише. Попробуйте рисовать не только на белом фоне, но и на цветной бумаге, причем оппозитными цветами (желтый - синий, красный - зеленый). Разбудите в карапузе воображение! Будьте рядом, но не вмешивайтесь с критикой, советами или наставлениями, а лишь хвалите и подбрасывайте новую пищу для размышлений. Если же кроха протестует против предлагаемых вами образов, не настаивайте, пусть рисует, как хочет, - это тоже признак просыпающейся творческой индивидуальности.

Секреты для самых юных художников

  • Начинайте урок рисования, когда малютка находится в хорошем расположении духа. Творчество должно доставлять удовольствие и быть приятным занятием. Включите легкую музыку - она настроит вас обоих на нужный лад.
  • Чем нежнее возраст художника, тем больше должны быть листы бумаги для рисования. С развитием навыков и координации движения переходите к меньшим форматам. Хорошо, если бумага будет разных фактур - гладкая, шероховатая, зернистая, цветная. Это такое поле для открытий! Всегда следите,чтобы малыш не оторвал и не проглотил кусочек "полотна".
  • Первые месяцы занятий контролируйте количество выдавливаемой на бумагу краски самостоятельно, не разрешайте ребенку играть сразу с несколькими баночками, иначе рискуете быстро превратить и материалы, и квартиру в страшный сон. Оставляйте на столике или перед мольбертом только необходимое крохе в данный момент. Концентрация у малюток очень низкая, поэтому им ничего не стоит потерять интерес к только что увлекавшему делу из-за нового предмета, попавшего в поле зрения.
И обязательно сохраняйте "картинки-мазилки" своего чада - они еще не раз согреют вам душу своей непосредственностью. Их можно аккуратно вставить в рамочку и повесить на стену, положить в специальный альбом (например, к семейным фотографиям), сфотографировать и записать на диск. Одним словом, дайте начало маленькой картинной галерее. Творческих вам успехов!

Комментариев нет:

Отправить комментарий