Как научить малыша беречь чужие вещи, уважать мнение и чувства окружающих? Только позаботившись о его... личном пространстве!
Мы, конечно, знаем, что не стоит пить из чужой чашки, спать в чужой кроватке, а также наступать на чужие ботинки и хвосты. Но личное пространство - это нечто большее, чем пресловутые 50 см вокруг вашего тела, в которые и так весьма успешно внедряются посторонние в переполненном лифте, метро и трамвае. И как часто можно увидеть родителей, которые и не нарушают личное пространство ребенка, а просто не догадываются о его существовании! Вообще в психологии этим термином обозначают все, что человек привык считать своим. И не просто принадлежащим ему, а очень важным для ощущения себя самого. Личное пространство - это то, что я могу контролировать, чем распоряжаюсь, чем я отличаюсь от других... И если мое личное пространство не нарушается другими, то мне нет нужды отвоевывать его у окружающих, пытаясь "откусить" кусочек чужого, отстоять свое право быть самим собой, совершая неадекватные поступки... Да и с самоконтролем в таком случае не возникает проблем, ведь я хорошо знаю и чувствую, что это в моих силах - управлять собой. А значит, я ощущаю себя уверенно в общении с другими людьми и могу уважать и чужое личное пространство!
Как же нам, родителям, научиться не нарушать личное пространство своего ребенка и при этом - вырастить его общительным и открытым, а не замкнутым в себе жадиной?
Как помочь малышу на этом этапе?
Как помочь малышу на этом этапе?
Как помочь малышу на этом этапе?
Как помочь малышу на этом этапе?
Как помочь малышу на этом этапе?
Мы, конечно, знаем, что не стоит пить из чужой чашки, спать в чужой кроватке, а также наступать на чужие ботинки и хвосты. Но личное пространство - это нечто большее, чем пресловутые 50 см вокруг вашего тела, в которые и так весьма успешно внедряются посторонние в переполненном лифте, метро и трамвае. И как часто можно увидеть родителей, которые и не нарушают личное пространство ребенка, а просто не догадываются о его существовании! Вообще в психологии этим термином обозначают все, что человек привык считать своим. И не просто принадлежащим ему, а очень важным для ощущения себя самого. Личное пространство - это то, что я могу контролировать, чем распоряжаюсь, чем я отличаюсь от других... И если мое личное пространство не нарушается другими, то мне нет нужды отвоевывать его у окружающих, пытаясь "откусить" кусочек чужого, отстоять свое право быть самим собой, совершая неадекватные поступки... Да и с самоконтролем в таком случае не возникает проблем, ведь я хорошо знаю и чувствую, что это в моих силах - управлять собой. А значит, я ощущаю себя уверенно в общении с другими людьми и могу уважать и чужое личное пространство!
Как же нам, родителям, научиться не нарушать личное пространство своего ребенка и при этом - вырастить его общительным и открытым, а не замкнутым в себе жадиной?
Право на тело (до 1,5 лет)
Ощущение своих личных границ - а значит, и чужих тоже - к малышу приходит не сразу. С самого рождения кроха считает себя единым целым с мамой. Постепенно он открывает новые ощущения и возможности своего тела - сперва ручек, потом ножек, учится руководить своими движениями, перемещаться в пространстве... И так, в движении и игре, малыш постепенно понимает: "Я - это я!". И уже к первому дню рождения крошка учится очень хорошо "охранять" свои границы.Как помочь малышу на этом этапе?
- Во время кормления малыша ни в коем случае не заставляйте его съедать то, что он не хочет, - чутко прислушивайтесь к его отказу. Если кроха отворачивается, капризничает или даже выплевывает предложенную вкуснятину, что ж, стоит с уважением отнестись к желаниям его "внутреннего пространства".
- Бывает, что ни с того ни с сего еще вчера ласковый кроха становится вдруг недотрогой. И начинает выкручиваться из объятий, вырывать ладошку на улице, отворачиваться от поцелуев... И это его право! Ведь ребенку очень важно научиться самому решать, кому и когда позволено тискать-целовать его. Поэтому не обижайтесь на такое поведение и уж тем более не ругайте за это!
- И, конечно же, ни в коем случае нельзя поднимать руку на кроху - даже если он ведет себя уж совсем безобразно. Иначе малыш может подсознательно отказаться от своего тела, приносящего ему столько неприятных ощущений... А значит, его личные границы не смогут "установиться".
Моя игрушка! (до 2,5 лет)
Следующее, что учится присваивать малыш - это материальные предметы. Поначалу для ребенка, как говорится, "все вокруг колхозное, все вокруг мое". Иными словами, ему принадлежит весь мир! Правда, на отдельные предметы почему-то претендуют конкуренты в виде мамы-папы или товарищей по песочнице... Ни паспорт "почитать" не дают, ни ярким грузовичком поиграть - отбирают, ругаются, еще и совочком огреть могут. Хоть и существует мнение, что до определенного времени нельзя ни в чем ограничивать кроху, но разве же это выход? Ведь потом так сложно будет объяснить, почему до определенного возраста было можно, а после вдруг стало нельзя... Если же мы, взрослые, поведем себя правильно, то кроха довольно быстро научится различать, что принадлежит ему, а что - другим, и даже смирится с этим.Как помочь малышу на этом этапе?
- Первые запреты обязательно сопровождаем объяснением - почему нельзя брать тот или иной предмет. А затем - предлагаем альтернативу! Например: "Нет, рисовать помадой нельзя, это мамина. Зато можно взять твои краски или наши общие ручки".
- Сталкиваясь с проявлениями собственничества у чада в присутствии других детей, не впадайте в панику и чтение нотаций. Он не жадина, не сквалыга, не куркуль и не антисоциальный элемент! Ведь и взрослые далеко не всегда щедры и спокойны, если кто-то покушается на их собственность. Для малыша появление шустрого конкурента, жаждущего отобрать в песочнице игрушку, почти то же самое, что для нас - карманник в троллейбусе. Постепенно малыш поймет, что значит "взять на время" и "поделиться". Признайте право ребенка самому решать, отдавать ли свои игрушки, и демонстрируйте, какие есть преимущества у "подельчивости" - хвалите малыша в моменты щедрости и помогайте договариваться с другими детками об обмене игрушками.
Я так хочу! (до 3,5 лет)
Еще один очень важный аспект личного пространства - это ощущение своих желаний и готовность отстаивать свое мнение. Как же нелегко многим родителям дается такая самостоятельность со стороны малыша! Ведь поначалу кажется, что кроха целиком состоит из протестов и негативизма. Но научиться выражать свои желания можно только, овладев искусством демонстрации нежелания. Поэтому морально приготовьтесь к тому, что в разгар кризиса трех лет любая ваша инициатива будет сталкиваться с твердым "Неть!" - и не потому, что кроха не согласен с вами. Просто в этот момент утвердить свои личные границы он может, только "отталкиваясь" от тех рамок, которые ставите ему вы.Как помочь малышу на этом этапе?
- Старайтесь как можно чаще предлагать малышу право выбора. Но не в ключе: "Пойдем к врачу?" - ведь выбора-то на самом деле нет, а так: "Когда мы пойдем к врачу, какую игрушку ты хочешь взять с собой?".
- Хоть это и нечеловечески трудно, постарайтесь в разгар малышового упрямства все-таки сохранять спокойствие. Повторяйте как мантру: "Это пройдет". Также хорошо помогает (родителям) глубокое дыхание и счет до 20-ти. Это все необходимо делать тогда, когда все ваши предложения/указания/запреты натыкаются на мощные шумовые эффекты в виде "ААААА!!".
- И помните, что малышу, как бы противно он себя ни вел, тоже очень сложно. С одной стороны, он очень хочет стать самостоятельным, а с другой - ужасно боится, что в этом случае он лишится вашей любви и поддержки. Поэтому эскапады вроде: "Ты меня в гроб загонишь!" и "Хорошие девочки/мальчики слушаются маму" лучше оставьте сценаристам сериалов. Помните о глубоком дыхании (это не опечатка, а повторение совета) и старайтесь договариваться мирно: "Да, я понимаю, ты очень хочешь гулять в зимнем комбинезоне, но в августе тебе будет очень жарко в нем, к тому же ты из него уже вырос".
Как я себя чувствую? (до 5 лет)
Следующая сфера личного пространства - это эмоции. Огромный мир, который живет внутри крохи, и с которым так важно научиться ладить... Помните, что до 6 лет у малыша есть некоторые сложности с самоконтролем - то есть делать "хорошую мину при плохой игре" он пока не в состоянии из-за чисто физиологических особенностей нервной системы. Хотя если сказать об этом другими словами - малыш просто еще не умеет скрывать свои чувства и притворяться...Как помочь малышу на этом этапе?
- Прежде всего, родителям стоит быть внимательными... к самим себе. Как вы считаете, какие чувства можно или нельзя демонстрировать? Как реагировали ваши собственные родители на разные эмоции в вашем исполнении? Что вы считаете допустимым, а что - неприличным (громкий смех, прилюдный плач, проявления злости...)? По мере изучения себя хорошо бы прийти к мысли, что любая эмоция имеет право на жизнь. Потому, что это реакция организма на те или иные события, и, например, отвечать на "наезд" милым смехом - не адекватно.
- Какие бы чувства ни демонстрировал ваш малыш, важно показать ему: он имеет на это право! Главный вопрос - это не эмоция ребенка, а та форма, в которой он ее выражает. Нельзя запрещать малышу злиться ("Фууу, как некрасиво!") - но стоит помочь ему проявить это чувство. Например, предложить вместо отрывания хвоста громко гавкающей собаке нарисовать ее и порвать рисунок...
- Малышу очень важно чувствовать, что родители понимают и принимают его эмоции. Ни в коем случае не говорите: "Ну что ты расстраиваешься из-за ерунды!" - ведь для него это не ерунда! Лучше скажите: "Да, я понимаю, что ты расстроен из-за лопнувшего шарика. Хочешь, я тебя пожалею?"
Комната с секретом (до 6 лет)
А еще личное пространство - это ощущение "своего места" в этом мире. Такого, где я могу побыть наедине с собой. И наводить такой порядок или беспорядок, как мне хочется. И прятать там то, что считаю нужным. И знать, что кроме меня, никто не будет здесь распоряжаться... В этом месте большинство родителей горько вздохнут - еще бы, ведь учитывая особенности отечественных жилых и рабочих условий, большинству из нас удается побыть одним только в ванной или в лифте. Как бы там ни было, очень важно выделить "кусочек" личного пространства и для малыша!Как помочь малышу на этом этапе?
- Если у вас нет возможности поселить кроху в отдельные "апартаменты", выделите ему отдельное место для игр со шкафчиком для его вещичек - не ботиночек-шапочек, а "секретиков" и игрушек, которые он сам посчитает нужным туда складывать. Даже если он будет совсем небольшим и наполненным всяким "хламом" вроде камней и шишек, это уже хорошо!
- Когда вы предоставите крохе такое личное пространство, приучите себя к тому, что заглядывать и уж тем более хозяйничать там все остальные члены семьи могут только с разрешения "хозяина". Да, трудно! Но оно того стоит. Увидев, что вы доверяете крохе и бережете его личное пространство, малыш проникнется уважением к вам и научится следовать вашему примеру. Ведь и у вас наверняка есть такие ящички в тумбочке, в которые малышу заглядывать совсем не обязательно...
- Что касается уборки в детской комнате/письменном столе/шкафу, то проводить ее также желательно вместе с малышом, а то и вовсе передав ему эти обязанности. Пусть он не сможет навести порядок так же идеально, как мама. Но ведь нужно же учиться!
К тому же, обладать чем-то - значит, еще и нести ответственность за эту вещь или помещение. Вот так-то!
Комментариев нет:
Отправить комментарий