2 июля 2012 г.

"Благие" намерения

Почти все взрослые уверены, что ребенок, в каком бы возрасте он ни был, нуждается в родительском внимании. Но каким оно должно быть и сколько его нужно в определенном конкретном возрасте ребенка? Эти вопросы часто ставят родителей в тупик. Многие папы и мамы, бабушки и дедушки не видят связи между формирующимся или уже частично сформировавшимся характером своего чада и тем количеством и качеством внимания, которое они уделяют ребенку. Взрослые готовы бесконечно повторять, что-де ребенок характером, скажем, в бабушку или "от генов никуда не деться", не подозревая, что родительское внимание (или невнимание), проявляющееся в определенных словах и действиях, является истоком многих черт характера ребенка.
Большинство современных родителей изначально считает своим долгом создать для ребенка идеально комфортную среду для существования. На первый взгляд это желание естественно и резонно. Но сегодняшнее родительское гипервнимание приобрело форму абсолютного удовлетворения потребностей малыша. Во многих нынешних семьях все дела и заботы сосредоточены вокруг ребенка, ради которого родители готовы пожертвовать всем. И малыш, конечно, не по своей воле, становится "центром Вселенной", этаким маленьким идолом, которому поклоняются все окружающие родственники.
Откуда же возникает такое отношение к ребенку? Все родители на этапе ожидания прибавления в семействе думают об одном и том же: нужно приготовить квартиру к появлению крохи, одежду, игрушки; наш малыш будет видеть все только самое хорошее; никогда не узнает горестей и печалей; у него будет все самое лучшее и т. д. Иные взрослые (к сожалению, их меньшинство) с появлением малыша "умеряют пыл" и стараются не делать из своего ребенка божка. Но многие мамы и папы, бабушки и дедушки при появлении ребенка и по мере его взросления продолжают действовать, исходя из упомянутых выше "благих" намерений. На такие мысли и действия их толкает собственный негативный опыт: часто родители, которые в детстве сами были лишены родительского тепла и ласки, стремятся компенсировать это гипервниманием, гиперопекой своего чада. Они исполнены решимости дать ребенку то, чего сами недополучили в детстве. А бабушки-дедушки, которые по их представлениям недодали внимания своим детям, выплескивают его на внуков. При таком чересчур заботливом отношении к малышу взрослые стремятся все его проблемы взять на себя, а потребности удовлетворять еще до того, как они проявляются. Таким образом, мамы и папы, бабушки и дедушки сами, незаметно для себя, возводят ребенка на пьедестал.
Как понять - действительно ли в вашей семье существует культ ребенка? Когда меня об этом спросила мама двухлетнего малыша, я попросила ее описать в подробностях, как происходит, к примеру, ужин в семье (можно вспомнить любой семейный процесс, в котором участвуют все): кто чем занимается, пока она хлопочет, накрывая на стол. Молодая женщина начала рассказывать о том, что ребенок в своем стульчике нетерпеливо стучит ложкой, муж сидит уставший, она быстренько накладывает в тарелки и подает - сначала малышу, потом мужу, ну и себе. Вопрос - почему ребенку первому - заставил молодую маму задуматься. Ответы же других мам в таких же беседах очень похожи: "ну, малыш же маленький и не может ждать, он всюду лезет, и муж начинает сердиться"; "так удобнее" и "я незадумывалась, что это может быть важно".
А это действительно важно. Мы, не задумываясь, говорим ребенку: "бери, солнышко, все конфеты - мама и папа не хотят"; "первая клубничка только тебе - мы обойдемся"; "горка на детской площадке слишком высока - расшибешься". А дальше, в дом к другу не пускаем - там играют в слишком грубые игры; поход на выходные в подростковом возрасте запрещаем, так как там "не будет за вами достаточного присмотра"; про велосипедную прогулку со сверстниками говорим, что она будет "слишком трудной и долгой - ты устанешь". Из того же ряда - "конфликты не при детях"; "о плохом пусть узнает попозже"; неприятная процедура - обманем, заговорим зубы; а если грустит, то срочно развеселим.
Подобных "мелочей" за день накапливается достаточно много, а ведь именно из них складывается представление ребенка о мире и формируется отношение малыша к нему. И используя все вышеупомянутое и многое другое в своей речи, подкрепляя свои слова активными действиями, взрослые совершают грубейшую ошибку. Они считают такую гиперопеку воплощением настоящей любви и не замечают, как сами калечат формирующуюся личность собственного ребенка.
Атмосфера "психологической стерильности", то есть ограждение ребенка от получения им негативного опыта и отрицательных переживаний, вредна для него. И последствия родительской гиперопеки проявятся достаточно скоро в виде деформированных представлений ребенка о мире и перекосов в его отношениях со взрослыми и сверстниками.
Личность ребенка, испытывающего гиперопеку со стороны взрослых, в зависимости от психофизических свойств организма малыша, развивается по одному из двух сценариев.
Первый - родители зачастую слишком поздно замечают, что у ребенка сформировалась установка: я нужен и любим, а вы все существуете только ради меня. Однажды возникнув, такая позиция укореняется в сознании ребенка, и он начинает ощущать свое привилегированное положение не только в кругу семьи, но и за ее пределами. Такой ребенок обладает слишком высоким уровнем притязаний и стремится к лидерству и превосходству в своем окружении. Поведение малыша начинает "зашкаливать" за рамки социально-принятого: он не считается с окружающими, действует наперекор пожеланиям и просьбам взрослых. В подростковом возрасте такой ребенок в ответ на любое родительское требование может "вдруг" шокировать их - "это вы мне должны, а не я вам". Это неприятно слышать мамам и папам, которые ради удовлетворения желаний ребенка многим пожертвовали в свое время. И часто только на этом этапе взрослые начинают осознавать губительные для психики ребенка последствия своей гиперопеки.
Второй сценарий - полная противоположность первому: ребенок растет, но не взрослеет, так как его собственные желания постоянно подавляются. Все подчиняются воле родителей, и это приводит к полной зависимости ребенка от взрослых и его слабому стремлению к самостоятельности. Ребенок растет неуверенным в своих силах, и в дальнейшем он будет стремиться к тому, чтобы все его потребности обеспечивались другими. Неуверенный в собственном успехе, такой человек во взрослом состоянии не предпринимает никаких активных действий, просто привыкнув к тому, что чересчур заботливые родители на любом этапе его жизненного пути решат все его насущные проблемы.
Чтобы избежать развития ребенка по этим неприглядным сценариям, родителям нужно помнить о некоторых ключевых моментах.
Во-первых: в любом возрасте малыша при возникновении угрозы его комфортному состоянию советую родителям не паниковать и не торопиться действовать. Психика человека, как и иммунитет, требует тренировки. Поэтому, прежде чем как-либо реагировать на любое переживание ребенка, нужно чуть-чуть подождать и позволить ему просто "быть". Эта пауза дает очень многое - возможность проявиться и развиться любому чувству в ребенке. Она помогает лучше понять собственного ребенка и найти правильные способы реагирования в любой ситуации. Не стоит ограждать ребенка от отрицательных переживаний - чем большим будет спектр эмоций, с которыми знаком малыш, тем больше вариантов поведения в различных ситуациях он освоит.
Во-вторых: следует развивать в ребенке самостоятельность и поощрять любые умения, которые пригодятся в жизни. Возвращаясь к примеру семейного ужина, советую родителям "включать" ребенка в происходящий процесс: поручить ему раздать вилки, ложки; позаботиться об уставшем папе. Доверяйте малышу действовать, но не ругайте малыша за каждый промах, даже если после помощи 2-3-летнего малыша вам придется перемывать частично разбитую посуду. Поощряйте инициативу ребенка, так как запрет действовать в этом возрасте чреват развитием безинициативности, и вы сами, когда ребенок достигнет подросткового возраста, назовете его бездельником или лентяем.
В-третьих: не давайте ребенку категоричных советов и указаний, как надо действовать. Давайте ему возможность выбора, ведь способов действий очень много. Не забывайте, что талант решает все задания по-своему, поэтому не мешайте развитию талантов в своих детях.
И, наверное, самое главное, о чем нужно помнить родителям: забота и любовь - это не одно и то же. Опека, особенно излишняя, часто продиктована не столько любовью, сколько стремлением оградить себя от излишних отрицательных переживаний. А формула истинной родительской любви - это формула принятия: я люблю тебя просто так, а не за то, что ты хороший. И именно такая любовь - любовь безусловная - дает ребенку опору в этом мире, помогает ему взрослеть и обретать уверенность в том, что он может справиться с любой задачей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий