26 июля 2012 г.

Чтение без мучения

Неужели такое возможно? Конечно, если осваивать с крохой увлекательную науку по знаменитой методике Зайцева!
Животрепещущий вопрос - когда начинать обучать малыша чтению? В три года, четыре, пять? Давайте исходить из желаний самого ребенка! С каким энтузиазмом трехлетка прикрепляет магнитные буковки на холодильник, а малыш годом раньше требует научить его писать "вот эту и эту буковку"! Значит, примерно в таком возрасте и нужно предоставить малышу адекватную его потребностям методику обучения чтению.
Неоспоримый факт: читать нужно и полезно. Однако в зависимости от того, как учить это делать, малыш либо вырастет пытливым книгочеем, либо будет брать с полочки очередную книжку лишь после долгих уговоров или даже нареканий родителей... Второй вариант, безусловно, проигрышный, поэтому мы пойдем другим путем - будем осваивать с ребенком книжные таинства по особенной - нескучной методике! Доставая коробку с новенькими, только что купленными кубиками Зайцева, мы открываем ребенку целый увлекательный мир!

Будьте здоровы!

Официально признано, что методика педагога Николая Александровича Зайцева (кубики Зайцева) помогает малышам сохранить свое здоровье, даже укрепляет его. Если кроха учится чтению и письму по этим чудесным кубикам, он никогда не узнает, что такое плохая осанка и слабое зрение. Ведь в комплект входят не только кубики, но и специальные таблицы, которые сдедует вешать высоко, на уровне лица взрослого человека. Деткам хорошо видно все, что изображено на них, никто ничего не загораживает, а в процессе многообразных игр глазки ребят постоянно переключаются из дальнего в ближнее поле зрения. Это полезно!
Играя с кубиками, малыши почти не сидят за столом - в этом просто нет необходимости. Очень важно предоставить дошколенку возможность удовлетворить свою потребность в двигательной активности: свободно менять позу на занятии, много двигаться, притом не хаотично, а с целью узнать и самому попробовать что-то новое и интересное.

Читаем и пишем

Самих кубиков в комплекте примерно 60 штук. Их отличают по нескольким признакам. На каждой стороне кубика - склад, то есть согласный плюс гласный. Хотя кубики сделаны из картона, все они делятся на железные, деревянные и золотые.
Если, например, вы взяли деревянные кубики, то на них будут только склады с глухими согласными (ПА, КУ, ТЫ, СЕ). А если железные, то здесь мы увидим склады со звонкими согласными (ЗО, БА, РИ). На двух золотых кубиках - гласные буквы. На большом золотом - гласные для образования твердых складов (У, О, А, Э, Ы). А на маленьком золотом - гласные для образования мягких складов (Ю, Е, Я, Ё, И). Значит, кубики делятся еще и по другому признаку: на большие и маленькие. Все большие - это твердые склады, а все маленькие - соответственно, мягкие. Кубики и по весу отличаются немного, и по цвету (золотые - желтые, железные - серые, а деревянные - светло-коричневые). В каждом кубике есть наполнитель. Во всех железных (и больших, и маленьких) гремят железки (металлические крышечки от бутылок), во всех деревянных - деревяшечки, а вот золотые наполнены обрезками жести. Получается все очень красиво и логично: железные звенят, деревянные глухо грохочут, а золотые мелодично позванивают. Малышам всех возрастов нравится играть с таким "живым" материалом, где соблюдены два основных принципа обучения: от конкретного к абстрактному и от простого к сложному. С кубиками можно играть по-разному и подбирать игры в зависимости от возраста и особенностей ребенка. Основной вид работы - составление слов из кубиков, потому на стене должна висеть полочка для этой цели. Но обучение не будет полным без работы с таблицами, которые продаются вместе с кубиками. Таблицы большие, вешать их надо высоко, желательно, чтобы они висели на стене постоянно, прямо над полочкой для "письма" кубиками. На таблицах в определенном порядке изображены склады, точно такие же, как на кубиках, только в плоскостном варианте.
Оптимально, когда на одном занятии мама играет с малышом и в кубики, и с таблицами. Например, петь песенки можно и по кубику, и по таблице с помощью длинной указки. А если вы покрасите кончик указки красной гуашью, ваш ребенок легче будет концентрироваться на чтении и пении по таблицам, глазки привыкнут скользить по строчкам, не теряя их. Такой навык очень пригодится малышу в школе, где придется много читать и писать.
Если вы решили всерьез учить кроху грамоте по методике Зайцева, не забудьте приобрести и комплекты складовых картинок. Это карточки с разными изображениями - как силуэтными, так и цветными, с подписями под ними. На обратной стороне карточки написано только слово, без картинки. Такой материал крайне полезен при обучении чтению: помимо развития внимательности, памяти и мышления, он помогает быстрее отойти от чтения по складам и привыкнуть к чтению целых слов.
Детки обожают играть со складовыми картинками как с мамой, так и в группе сверстников. Соревновательный момент этих игр здорово подстегивает многих нехочух, заставляет их включаться в увлекательную игру.
Не забудем и про письмо. Для этого Николай Зайцев разработал очень полезное пособие "Пишу красиво". Оно состоит из 34 крупных карт прямоугольной формы, на каждой из которых одна буква. Каждая буква разбита на элементы, а стрелочки около каждого элемента помогают понять, куда нужно вести пальчик при написании его и буквы в целом. Если вы заламинируете эти карты, то получите бесценный и практически вечный материал. Благодаря тому, что буковки крупные, у ребятишек не портится зрение, а рука движется свободно и естественно.

Правила для мамочек

Когда малыши гурьбой вбегают в кабинет педагога с готовностью заниматься, происходит самое успешное овладение чтением по кубикам Зайцева. Это все же коллективная методика обучения. Однако многие мамочки хотят самостоятельно научить своего карапуза читать. Чтобы учение не превратилось в мучение, стоит запомнить правила для домашних занятий с малышом по кубикам.
  1. Создайте среду. Чтобы кроха научился читать по кубикам, ими должно быть заполнено почти все его жизненное пространство. Слова из кубиков должны сопровождать его повсюду: сел малыш обедать, а мама тут же из кубиков написала: "СУП". "Смотри, я написала то, что ты сейчас кушаешь. Угадай, что здесь написано?" Напишите название любого блюда, можно даже написать "ПРИЯТНОГО АППЕТИТА". А утром, когда кроха только проснулся, пожелайте друг другу доброго утра, "написав" указкой по таблице "С ДОБРЫМ УТРОМ!" Вечером же: "СПОКОЙНОЙ НОЧИ!" Если вы сели вязать, а ваш малыш интересуется, что же это вы затеяли, напишите вместе из кубиков: "МАМА ВЯЖЕТ" или "СВИТЕР". Кубики всегда должны быть в свободном доступе, а таблицы пусть висят в детской.
  2. Создайте мотивацию. Мотивация - это то же самое, что желание. Малыш должен хотеть играть с кубиками, и никак иначе. Задача мамы - эту мотивацию создать. Сначала мотивация будет внешняя, то есть исходящая от мамы, но постепенно, по мере взросления ребенка, она перерастет во внутреннюю, когда кроха сам возьмет книжку в руки и прочитает ее. Для того, чтобы мотивация появилась и сохранилась надолго, не забывайте о возрастных задачах и индивидуальных особенностях ребенка. Что толку ругать его, если ему неинтересно выкладывать кубики с одной гласной на каждом в игре "в паровоз"? А вот если мы посадим туда пассажиров - маленькие игрушечки из "киндер-сюрпризов", то игра пойдет гораздо веселее. Внимательно наблюдайте за крохой. Видите, что интерес пропадает, либо прекратите игру (возможно, он переутомился), либо предложите другой, неожиданный вариант. Например, вы вынимали кубики из "чудесного мешочка". Малыш поначалу увлекся, доставал кубики, находил такие же на таблице и вдруг заскучал. Сразу же предложите ему игру "в кочки": эти же кубики кладут на некотором расстоянии друг от друга, а кроха, читая каждый, перепрыгивает через него к цели. Целью может быть игрушка или поднос с тонким слоем манки. Перепрыгнул через все кочки - порисовал на манке. Не забывайте про поощрения. Они как воздух нужны для обучения.
  3. Что такое "уметь читать"? Это правило пригодится мамам, которые уверены, что, если только малыш сам прочитал "Бородино", он научился читать. Специалисты считают читающим ребенка, который овладел механизмом чтения. То есть если он посмотрел на кубик и сам прочитал склад на нем. Конечно, это лишь первый шаг к осмысленному чтению, но механизм сформирован, малыш понял, что надо делать. Все остальное - вопрос техники и времени. Мама может хвалить кроху от всей души, рассказывать о его успехах родным и знакомым. Не стоит останавливаться на достигнутом. Не упускайте момент и переходите к новому: работа с предложением и текстом - возможно, самая важная в обучении грамоте.

А можно раньше?

Считается, что по кубикам можно заниматься уже с 2-летними детками. Есть мнение, что даже 6-месячного кроху есть смысл учить чтению по этому и вправду универсальному пособию. Однако зададимся вопросом: а нужно ли? Известно, что возрастные задачи в каждом возрасте свои. Так, для малыша первого года жизни самое важное - контакт с мамочкой, эмоциональное общение с ней.
В 2 годика детки с потрясающей концентрацией переливают и пересыпают сыпучие материалы, играют с крупами, пуговками, с удовольствием "стирают" белье и моют посуду. И только в 3,5-4 года наступает время их активной умственной работы. Именно в этом возрасте многие ребята просят научить их писать буквы, прочитать то или иное слово, возникает интерес к чтению как к инструменту познания.
Это не значит, что мы не должны до 4 лет давать деткам магнитную азбуку или кубики Зайцева, отнюдь нет! Просто каждая мамочка, покупая такой набор, должна точно знать, зачем она это делает. Для двухлеток кубики - абсолютно игровой, сенсорный и практический материал, и только. Кто-то тайком от мамы и на зуб попробует, и расковыряет парочку кубиков, чтобы узнать, что внутри. Если мама готова к тому, что ее малыш научится читать к 4 годам, - пожалуйста, начинайте играть с кубиками прямо сейчас. Попробовать можно, только не ждите особых чудес. Вы видите, что занятия по кубикам никак не увлекают малыша, как бы вы ни старались? Отложите их на время, а таблицы оставьте. А через какое-то время вновь достаньте. Приглядитесь, какие игры больше всего любит ваш кроха: кому-то нравится строить, кому-то - играть в подвижные игры, а кому-то - писать из кубиков смешные слова. Внимание и уважение к природе ребенка - вот и все, что нужно для успешного его развития.

Комментариев нет:

Отправить комментарий