20 июня 2012 г.

Школа искусств

Вымыть, одеть, согреть, накормить, сходить на прогулку, сделать массаж, уложить спать... Чего не хватает в этой мантре-шпаргалке-на-каждый-день для молодых родителей? Правильно - творчества!
Как бы ни было порой сложно управляться со всеми делами, "одной рукой лепя тефтельки, а другой взбивая сливки" (совсем как мама Малыша Сванте, приятеля Карлсона!), попутно уничтожая сор в доме, а может, еще и помогая словом и делом оставленным на время декрета коллегам по работе, не разрешайте себе ограничиться только внешней стороной ухода и воспитания крохи. Для настоящего счастья маленькому человечку нужно больше - познать мир во всей его красе. А сделать это можно, только открыв свою душу навстречу ветру, солнцу, радости и творчеству - гармонии. Чем же заняться с юным эстетом? Вариантов - море, выбирайте на свой вкус!

Вкус звука

Заниматься музыкой может абсолютно любой кроха, не важно, неделя ему или семь лет от роду, умеет он переворачиваться, ползать, сидеть или только лежит на спинке и гулит. Музыка тепло принимает любого гостя, может сделать его своим искренним другом на долгие-долгие годы, а заодно помочь своему поклоннику стать умным, сильным, уверенным в себе, доброжелательным, нежным, глубоко проникающим в суть вещей и, конечно, музыкальным. Просто "подпустите" музыку к ребенку, и она сама выстроит с ним отношения.
  • Повесьте над кроваткой малютки самодельный или купленный в магазине мобиль, который издает приятные звуки: шелест тонкой бумаги, звон колокольчиков-трубочек, нежную мелодию, - крохе будет интересно концентрироваться на источнике столь волшебных явлений, а память маленького надолго сохранит эти тончайшие образы.
  • Развесьте по стенам изображения ноток, скрипичного и басового ключей, знаков альтерации, портреты композиторов и т. п., чтобы малютка с раннего детства учился их узнавать и тренировал зрительное и слуховое восприятие. Хотите, занимайтесь вместе по методике раннего развития музыкального слуха Железновых "Музыка с мамой". Хотите, пойте песенки вроде "до - воробышка гнездо..." и прочие "обучалки". Хотите - не думайте о теории вообще, просто играйте и пойте в свое и малыша удовольствие. В любом случае важнее не натаскивать маленького на знаки и символы музграмоты, а дать ему прочувствовать суть музыки всей душой, позволять выражать свое отношение к музыке доступными ему способами.
  • Загляните в музыкальный магазин и попросите консультанта помочь вам с выбором аудио. Без сомнения, он тут же направится в сторону полки, где представлены разнообразные серии классики для малышей: в традиционном исполнении, в облегченной обработке, с добавленными звуками природы и т. д. Но если издания, созданного специально для деток, не обнаружилось, ориентируйтесь на такие имена: Моцарт, Бетховен, Бах, Дебюсси, Вивальди, Чайковский, Шопен, Брамс, Шуман, Гершвин, Прокофьев, Дворжак. Эта классика жанра отлично подойдет для первого знакомства с гармонией звуков. Дома еще раз послушайте купленное. Остановитесь на том, что покажется подходящим под сиюминутное настроение вашего карапуза.
  • Включите музыку, пусть она звучит тихим фоном во время ваших обычных занятий с крохой. Обратите внимание ребенка на то, что в комнате появились необычные звуки, покажите, откуда они идут. Ваша осведомленность и увлеченность станут для крохи сигналом не тревожиться и проявить любопытство.
  • В зависимости от реакции малютки, повторите, смените или выключите трек. Следите за изменением настроения и движений малыша, они подскажут, по душе ли крохе ваш выбор. Если малыш начал быстро выказывать неудовольствие, смените трек и имейте в виду, что при фоновом прослушивании малютка может утомиться через 10-15 минут, а осознанное концентрированное прислушивание к звукам должно быть и того меньше, лишь к 2-3 годам оно дойдет до 3-5 минут.
  • Постепенно делайте встречи с музыкой более продолжительными. Внесите разнообразие в фонотеку: кроме классики уместными будут колыбельные и этнические мотивы разных стран мира. Если вы хорошо знакомы с Интернетом и умеете делать покупки в Сети, поищите для крохи музыкальные подборки Kindermusic, Putumayo World Records for Kids и т. п. Они буквально брызжут солнечным настроением, очень нравятся карапузам и могут стать прекрасным подспорьем для других совместных занятий (например, иностранными языками) и веселых игр.
Без чего урок музыки никак не может обойтись, так это без музицирования! Ищите звуки вокруг себя, извлекайте их из погремушек, книжек, деревянных палочек, шейкеров, бубенчиков, ложек, бутылочек, шума воды, собственных рук и губ и т. д. Разрешите и малютке поучаствовать в этой "какофонии", погремите вместе под музыку, развивая у него чувство ритма, умение играть в оркестре, даря друг другу радость, ощущение безграничности любви и свободы.

Страна Не пластилиния

А пробовали ли вы с малюткой лепить? Нет? Скорее замешивайте тесто (стакан соли, стакан муки, 3 стол. ложки воды): впереди открытие! Удивительно, сколько всего можно вылепить из этого непонятного комочка. Этому эксперименту сопутствует оптимальная и очень приятная тренировка мелкой моторики - пальчиков и ладошек, которые напрямую в ответе за речевые навыки крохи.
  • Дайте малышу всласть повозиться с комком теста. Пусть кроха запустит в мякиш свои ручки, помнет его пальчиками, попробует оторвать кусочек.
  • Покажите, как из кусочка теста можно скатать колобок или колбаску. Возможно, малышу не удастся сотворить даже такие простые "скульптуры" - не беда. Главное - что начало творчества положено!
  • Оторвите от основного куска теста несколько маленьких (с пол-ладошки крохи) комочков. Из них вашему малютке предстоит создавать новых невиданных персонажей! Рвать их на части, "лечить", снова менять форму, гладить, сплющивать, растягивать, закручивать и - обязательный номер программы - пропускать между пальцев сжатой ладошки. Пробовать на язык тоже можно, грудничку без этого не обойтись, но ингридиентов в нашем тесте так мало, что вреда от такой "дегустации" не будет.
Как вы, наверное, успели заметить, мы не предлагаем знакомить кроху с пластилином или полимерной пластикой, которая даже запекается в духовке. Эти материалы пригодятся малышу лет эдак через 2,5-3, когда кроха станет более сильным, чтобы разминать материал в ручках, и будет четко понимать, что несъедобное класть в ротик нельзя.

Я рисую мир

Пальчиковые краски, натуральные пищевые красители, карандаши-напальчники, восковые мелки, ручки, штампы-ролики и т. п. - современные материалы для творчества доступны даже самым юным художникам. Кроха с удовольствием будет чиркать по бумаге, капать на нее краску и даже лить воду, которая, растекаясь по поверхности, затем наверняка превратится в Удивительное Рядом.
  • Сядьте рядом с крохой, окуните пальцы в краску и проведите по бумаге - малыш поражен и хочет сделать то же самое? Отлично! Ему и краски в руки! Разрешите малышу выразить себя в мешанине на мольберте (или "планшете" из спинки кроватки, куске обоев на стене)! Это не только увлекательно и приятно, но и очень полезно, ведь тренируется все - обе ручки (не бойтесь вырастить левшу, разрешайте ребенку творить и правой, и левой), пальчики, спинка, шейка, а заодно и мышление, сенсорика, речь, координация рук и глаз, глазомер, цветовое восприятие, плюс ко всему кроха начинает проявлять свободу действий и силу ума.
  • Что мы рисуем? Палочки, точечки, солнышки, кружочки, "головоногов", машинки и цветочки. Точные и аккуратные работы с акварелью и гуашью, правильное положение карандаша или кисточки в ручке придут позже, сейчас они только проклевываются через "мазню" - так и должно быть. Хвалите своего птенчика, что бы он ни изобразил, и не делайте поспешных выводов, если малютка рисует нечто совершенно "недетское" - черное, мрачное, агрессивное. Включите более веселую музыку - и почерк "мастера", возможно, изменится. Рисовать - значит экспериментировать, выражать глубинное, освобождаться от ненужного и некрасивого. Воспринимайте каждый шедевр малютки как новый, только что открытый им стиль - и вывешивайте работы вашего умнички на стену, пусть все любуются экспозицией!
  • Кроме собственно рисования уделите время для ознакомления малютки с картинами хороших художников. Помимо чисто детской классики это могут быть и работы великих мастеров. Носителями этой информации могут стать репродукции в книгах и журналах, открытки из пожелтевшей бабушкиной коллекции, альбомы или презентации в Power Point. Сначала показывайте иллюстрации понемногу, всего по несколько секунд, затем, уловив, к чему малютка проявляет больший интерес, вместе рассмтривайте приглянувшиеся ему шедевры, называйте имя автора и картины, вникайте в изображенную атмосферу, если знаете, рассказывайте что-то интересное об истории создания картины и т. д. - вовлекайте кроху в мир искусства эмоционально.
Можно ли придумать что-то еще? Конечно! Творчество поджидает вас на каждом шагу: вы можете "складывать" картинки из облаков, прогуливаться по вернисажу, с разрешения художников трогать нарисованные на холсте работы и даже заказать у профессионала портрет своего малыша.

Танцуют все!

"Как такое может быть?" - возможно удивитесь вы, - "Ведь моему грудничку еще и ползать "на пятерку" учиться и учиться, а уж бегать вприпрыжку и плясать по графику развития ой как нескоро!". И тем не менее поверьте, ваш карапуз, если он старше двух-трех месяцев, уже может начинать танцевать! Он способен совершенствовать чувство ритма, двигаться под прекрасные мелодии в стиле "грудничковый фристайл" и даже помогать своей мамочке учиться танцевать!
Представьте себе, сейчас на Западе все более и более популярными становятся уроки зажигательной и полной эйфории кубинской сальсы для "мамасит" и их "бэби", причем на занятия приглашают деток с 6 недель! Впитать любовь к жизни с молоком мамочки - что может быть лучше? Такие уроки подсказывают малютке, как научиться ориентироваться в пространстве и собственном теле, помогают мамочке быстро вернуться в хорошую физическую и психологическую форму, радуют душу и тело, учат обоих выражать себя и чувствовать свободу вне зависимости от жизненных обстоятельств - здесь и сейчас!
  • Поинтересуйтесь, быть может и в вашем городе есть любители танцев, желающие открыть этот волнующий мир для самых крошечных человечков? Кроме зажигательной сальсы, это могут быть и другие танцы: народные, полька, вальс, мамбо и т. д.
  • Компанию найти пока не получается? Занимайтесь дома: включайте музыку, берите маленького на ручки и кружитесь в приятном вам обоим ритме, учите малыша чувствовать музыку телом, притопывать ножками, похлопывать и размахивать ручками в такт и т. п. Предел фантазии не ограничен - так же как способность тела воссоздавать невероятно мощно эмоционально заряженные движения души.
Выражайтесь творчески и будьте счастливы вместе со своим малышом!

Комментариев нет:

Отправить комментарий